Карбоплатин и иринотекан при рецидивирующем раке яичников

Химиотерапия в лечении рецидива рака яичников

О неблагополучии после успешного первичного лечения и свободных от проявлений болезни месяцев и лет (ремиссии) может свидетельствовать двукратное и дважды констатированное повышение онкомаркера СА-125, но вопрос о возобновлении химиотерапии будет поставлен только при обнаружении новых или увеличении «старых» опухолевых узлов.

Варианты химиотерапии при возврате болезни:

• Если после завершения первичной химиотерапии прошло меньше полугода, то схему лекарств полностью меняют, предлагая для лечения только один цитостатик из восьми возможных, а некоторые препараты можно комбинировать с бевацизумабом;
  • Если рецидив случился более чем через полгода после завершения первичного лечения, то говорят о чувствительности к платиновым производным, что позволяет и дальше включать их в комбинацию вместе с ранее не применяемыми препаратами и бевацизумабом;
  • Два свободных от болезни года позволяют вернуться к первичной схеме ХТ.

Проводят от 4 до 6 курсов, при резистентности, которая проявляется продолжающимся увеличением опухоли, предлагается метрономная терапия или антигормоны, но только при наличии рецепторов. Если достигается позитивный результат, для его закрепления возможен приём олапариба, блокирующего восстанавливающий ДНК фермент.

При муцинозном раке неплохо «работают» цитостатики, традиционно используемые при раке кишки, при светлоклеточном варианте — иринотекан с циплатином. При исчерпании эффекта химиотерапии оба варианта рака могут ответить на лучевую терапию, если нет асцита.

Когда пациентке отказывают в продолжении лечения, мотивируя его «бесперспективностью и вредностью» для здоровья, наши врачи найдут возможность помочь, в том числе с включением в международный протокол лечения. В нашей клинике придерживаются индивидуального подхода, который всегда базируется на доказательной медицине, поэтому на всех этапах развития заболевания рассматривают возможность и целесообразность оперативного лечения. Даже плохой прогноз не препятствует профессиональному, основанному на достижениях современно науки, онкологическому лечению ради жизни.

Список литературы

1. Тюляндин С. А., Коломиец Л. А., Морхов К. Ю. с соавторами/ Практические рекомендации по лекарственному лечению рака яичников, первичного рака брюшины и рака маточных труб // Злокачественные опухоли: Практические рекомендации RUSSCO, 20182. Aghajanian C., Goff B., Nycum L.R. et al/ Final overall survival and safety analysis of OCEANS, a phase 3 trial of chemotherapy with or without bevacizumab in patients with platinum-sensitive recurrent ovarian cancer// Gynecol Oncol, 2015, V139, № 13. Ebell M.H., Culp M.B., Radke T.J.

ПОДРОБНОСТИ:   Лечение асцита при раке

/A Systematic Review of Symptoms for the Diagnosis of Ovarian Cancer// Am J Prev Med, 2016, v. 50, № 34. Ledermann J., Harter P., Gourley C. et al/ Olaparib maintenance therapy in patients with platinum-sensitive relapsed serous ovarian cancer: a preplanned retrospective analysis of outcomes by BRCA status in a randomised phase 2 trial// Lancet Oncol, 2014;155. Oza A.M., Cook A.D., Pfisterer J.

et al/ Standard chemotherapy with or without bevacizumab for women with newly diagnosed ovarian cancer (ICON7): overall survival results of a phase 3 randomised trial// The Lancet Oncology, 2015, V16, № 86. Rooth C. /Ovarian cancer: risk factors, treatment and management//Br J Nurs, 2013, V22, № 17.

Химиотерапия в лечении рецидива рака яичников

При всех клеточных вариантах рака яичников без операции излечение не гарантируется. Операция выполняется даже при обширном поражении брюшной полости и при асците. Всегда желательно полное удаление всех видимых раковых очагов, но, когда это технически невыполнимо, ограничиваются частью опухолевых узлов, а оставшиеся уничтожают химиотерапией.

Лапароскопические операции при раке яичников не признаются стандартом лечения, поскольку не позволяют обнаружить и удалить все рассыпанные по брюшной полости новообразования, лапароскопия используется исключительно для диагностики.

Отказывают в хирургическом вмешательстве при наличии в малом тазу неподвижной из-за подрастания к тазовым костям — «вколоченной» опухоли, когда внутренние половые органы, сосуды и нервные пучки спаяны с поражёнными яичниками в единый и неразделимый конгломерат. Противопоказание для хирургии — «выход» рака за пределы брюшной полости, а также метастазы в пупок или органы вне брюшной полости, что считается 4 стадией.

При невозможности хирургического вмешательства на первом этапе проводится химиотерапия. Стандарт лекарственного лечения — сочетание паклитаксела или доцетаксела с платиновым производным (цисплатин, карбоплатин).

После 2–3 курсов врачебный кворум повторно обсуждает вопрос возможности оперативного удаления остаточной опухоли. Курсы химиотерапии продолжаются и после операции — суммарным числом не больше 6. При полном отказе от хирургии не рекомендуется больше 8 циклов ХТ, так как опухоль уже выработала механизм устойчивости к применяемым цитостатикам и не реагирует на лечение.

ПОДРОБНОСТИ:   Диагностика и лечение опухолей яичника: Лечение

Список литературы

Синонимы лекарства

При назначении Иринотекана необходимо выяснить, какие лекарственные средства еще использует больной:

• При одновременном использовании Иринотекана и гематотоксичных медикаментов возможно развитие тромбоцитопении и лейкопении.
  • Лучевое облучение усугубляет миелодепрессию.
  • Глюкокортикостероиды повышают вероятность лимфоцитопении и гипергликемии.
  • Диуретики усиливают обезвоживание.
  • Иммунодепрессанты повышают вероятность возникновения инфекционных осложнений.

В период использование Иринотекана и после лечения на срок от 3 и до 12 месяцев отменяют вакцинирование.

Сочетание противоопухолевого лекарства и вакцин усиливает побочные реакции последних препаратов и снижает продуцирование антител.

Иринакс, Иринотекан actavis , Иринотекан медак, Иринотел, Иритен, Иринотекан-Филаксис, Ирнокам, Камптотекан, Кампто, Колотекан, Иринотекан-Тева.

Инструкция по применению Иринотекана: дозировка

Иринотекан используется как первая линия химиотерапевтического лечения при метастатическом или местнораспространенном раке прямой и ободочной кишки:

• В виде монотерапии, то есть как единственный противоопухолевый препарат, назначается пациентам с рецидивом болезни уже после проведенного противоопухолевого лечения.
  • В комбинации с другими химиопрепаратами, такими как Фолинат или Фторурацил, назначается больным с раком в качестве первоначального противоопухолевого лечения.

Иринотекан является препаратом для второй линии химиотерапевтического лечения при мелкоклеточном раке легкого и при раке яичников.

Доза Иринотекана и общий режим лечения подбираются врачом в зависимости от того, насколько распространен злокачественный процесс, имеется ли метастазы. Учитывается и самочувствие пациента, готовность организма к химиолечению.

Для большинства больных лекарство водят как в/в инфузию, которая должна продолжаться от 30 минут и до полутора часов. Если Иринотекан является единственным противоопухолевым препаратом, то его доза составляется 350 мг на один квадратный метр (м2) поверхности тела. Вся разовая доза ставится один раз в три недели.

При комбинированном варианте терапии дозировка определяется кратностью введения:

1. При еженедельной постановке Иринотекана – 80 мг/ м2.
  2. При режиме использования 1 раз в две недели — 180 мг/ м2.
  3. При режиме назначения в 6 недель один раз — 350 мг/ м2.
ПОДРОБНОСТИ:   Таргентные препараты для лечения рака

Лечение Иринотеканом достаточное длительное. Препарат отменяют в двух случаях – при появлении признаков прогрессирования болезни или при развитии у пациента неприемлемой и опасной токсичности.

Раствор готовится из двух компонентов – собственно Иринотекана в необходимой дозе и из 5% глюкозы или 0,9% натрия хлорида в количестве 250 мл.

После смешивания флакон с лекарственным средством тщательно вращается, так чтобы в нем не оставалось осадка. Лекарство готовится и вводится с соблюдением всех правил асептики.

Показания к применению

Препарат не назначается пациентам: