Как отодвинуть старение, а значит и рак

Преобладание онкологической патологии среди пожилых людей

Преобладание онкологической патологии среди пожилых людей является общеизвестным фактом. Так, возраст более чем 90% онкологических пациентов превышает 45 лет, а риск возникновения рака на протяжении жизни составляет примерно 40% для мужчин и около 50% — для женщин. Высокая частота неоплазм среди пожилых, а также общность многих механизмов канцерогенеза и старения позволила В.М. Цильману (1983) отнести опухоли к «нормальным болезням старения».

Основными причинами связи онкологической заболеваемости с пожилым возрастом называют феномен накопления соматических мутаций в онкогенах, антионкогенах и генах репарации, а также гериатрические изменения в организме. По существующим представлениям, клетки, несущие одну «раковую» мутацию, возникают достаточно часто.

Однако для злокачественной трансформации ее недостаточно. Это возможно лишь при «наслоении» последующих патогенетически значимых мутаций. Таким образом, если частоту мутационного события принять за 1/х, то вероятность появления двух мутаций в одной и той же клетке будет — (1/х)2, трех — (1/х)3, четырех — (1/х)4 и т.д. Эти расчеты показывают, что шанс накопления критического количества повреждений — 5-6 онкоассоциированных мутаций — чрезвычайно невелик.

Приведенные соображения не оставляют сомнений в том, что для возникновения большинства опухолей необходимо время. Чем дольше живет человек, тем больше шансов на накопление критического набора мутаций.

Вероятно, эволюция создала механизмы, которые замедляют скорость появления мутаций до той степени, чтобы рак не возникал в репродуктивном и/или «активном» возрасте. Однако причиной наблюдающегося резкого увеличения продолжительности жизни являются не эволюционные изменения, а достижения цивилизации.

Поэтому резерв запрограмированных противораковых механизмов оказался относительно ограниченным и, безусловно, недостаточным для предотвращения появления рака в пожилом возрасте. Определенное значение в развитии рака у пожилых имеет теломеразная гипотеза «реппикативного старения» и увеличение активности теломеразы.

Наконец, декомпенсация стареющего организма в виде иммунологических и гормонально-метаболических нарушений, является, вероятно, вспомогательным, предрасполагающим фактором, способствующим развитию злокачественных новообразований.Таким образом, по сегодняшним представлениям ведущее место в канцерогенезе отводится возрастному накоплению соматических мутаций.

Появление онкологически значимых мутаций (спонтанных и/или под воздействием канцерогенов) в какой-либо клетке приводит к инициации рака. Вероятность такого генетического события неуклонно увеличивается на протяжении всей жизни организма, поэтому встречаемость опухолей у пожилых людей заметно выше, чем у молодых.

Чем старше человек – тем более вероятно у него возникновение злокачественной опухоли. Почему это происходит?

Риск развития раковой опухоли у человека старше 60-ти лет вероятен по трем основным причинам. Во-первых, с возрастом мы начинаем испытывать комбинированное воздействие негативных факторов, которые имели малозначимое влияние в течение всей жизни, но имели накопительный эффект – воздействие солнца, радиация, токсины, побочные продукты, возникающие при обмене веществ. Все это с возрастом начинает существенно влиять на беспорядочное деление ДНК-клеток и, как следствие, появления злокачественной опухоли.

ПОДРОБНОСТИ:   Рак простаты 2 степени - продолжительность жизни: отличительные особенности всех стадий, симптомы и методы классификации, а также прогноз и способы лечения предстательной железы без операции

Во-вторых, чем мы старше, тем сильнее истощаются резервы организма, системы противоопухолевой защиты работаю уже не так интенсивно, как в молодости. Одновременно с этим нарушаются глубинные процессы иммунологического самоконтроля нашего организма. Если в молодом возрасте иммунную систему можно сравнить со “злой собакой”, готовой броситься на любого незнакомца, вступившего на ее территорию, то, с возрастом, наш “сторожевой пес” тоже стареет и, к сожалению, теряет свои способности распознавать угрозу и защищать от нее.

Эти процессы неспецифичны и сопровождают любого из нас, а поэтому теоретическое развитие рака возможно у каждого человека независимо от генетической предрасположенности.

Перечисленные факторы риска можно отнести к “естественным” причинам возникновения злокачественных образований в организме, к которым не относится наследственный фактор. Если в истории вашей семьи были онкологические больные, то риск возникновения рака у вас или ваших близких увеличивается в десятки и сотни раз.

Диагностирование рака на ранних стадиях – гарантия выздоровления

Крайне важно проходить диагностику организма, не дожидаясь, пока болезнь проявится явно. На ранних стадиях рак вполне излечим, поддается лечению, как традиционными методами, так и рецептами народной медицины. Необходимо раз в год проходить УЗИ внутренних органов и мочеполовой системы, сдавать основные анализы.

Особенно, если есть ощущение какого-то недомогания. Может быть, дремлющие клетки рака в организме начали активно делиться? Лучше не запускать и сразу же обратиться к врачу. И даже если будет поставлен плохой диагноз – это все равно лучше, чем пребывать в неведении и прийти в больницу тогда, когда ничего уже сделать нельзя.

Начинать профилактику онкологических заболеваний нужно как можно раньше. Наряду с другими заболеваниями, рак в последнее время значительно «помолодел». Им болеют люди самых разных возрастов, поэтому такая категория, как возраст для ежегодного обследования не является решающим фактором. Но, как свидетельствует статистика, люди пожилого возраста раком болеют чаще.

ПОДРОБНОСТИ:   Лечение рака народными средствами

ЛЕЧЕНИЕ КОЛОРЕКТАЛЬНОГО РАКА У ПОЖИЛЫХ. СИТУАЦИЯ В РОССИИ.

В большинстве российских клиник лечить колоректальный рак у пожилых пациентов берутся неохотно или же не берутся вообще. Причиной этому во многом служит наличие у пожилых пациентов сопутствующих заболеваний, которые значительно усложняют лечение рака. К сожалению, на момент выявления колоректального рака, у возрастных пациентов уже имеется высокий риск смерти от других болезней.

Но, как показывает мировая практика, этот риск не так велик, как представляется врачам. Более того, продолжительность жизни сегодня неуклонно увеличивается во всех странах, в том числе и в России, что приводит к появлению все большего числа пациентов старческого возраста. Особенностью колоректального рака у возрастных пациентов является относительно медленное развитие и рост опухоли, а также замедленное распространение метастазов.

Лечение таких пациентов – непростая задача! Оно требует не только и не столько применения большего количества медикаментов, что приводит к большому риску развития побочных эффектов от лекарственных препаратов, а в первую очередь, тщательной оценки резервов организма и предоперационной компенсации жизненно важных систем организма.

Такая задача под силу только многопрофильным лечебным учреждениям, в которых лечение больных основывается на командном междисциплинарном подходе с участием экспертов. Именно тщательная компенсация основных звеньев деятельности старческого организма делает возможным перенесение любого по сложности хирургического вмешательства без осложнений.

Сегодня лечение колоректального рака не является прерогативой более молодого возраста. Ведущие клиники всего мира пришли к выводу о том, что при тщательном подходе к предоперационному обследованию и возможности коррекции витальных функций, результаты лечения пожилых и старческих пациентов не имеют различий с результатами лечения более молодых пациентов!

Одним из специализированных направлений нашей Клиники является лечение рака толстой и прямой кишки у самых тяжелых пациентов и пациентов старшей возрастной категории. К нам обращаются как сами пациенты, так и их взрослые дети, занимающиеся лечением своих родителей. Так как наша Клиника является лечебным учреждением Федерального значения, на лечение к нам приезжают из разных регионов России.

Да, прожитые годы увеличивают количество болезней. Но! Данное предположение верно лишь отчасти. Опыт нашей Клиники подтверждает, что люди старческого возраста и долгожители более активны, реже обращаются за медицинской помощью, меньше страдают хроническими заболеваниями, которые протекают у них менее агрессивно, с более мягкими осложнениями.

Наша клиника придерживается принципиальной позиции: возраст – не противопоказание для хирургического лечения колоректального рака. Сотрудниками Клиники колопроктологии и малоинвазивной хирургии разработан и успешно применяется собственный метод лечения – это мультидисциплинарный подход к каждому пожилому пациенту.

Использование современных технологий при выполнении операций позволяет нам в десятки раз уменьшить число послеоперационных осложнений и снизить показатели послеоперационной смертности до минимальных значений.

ПОДРОБНОСТИ:   Цветки картофеля лечебные свойства

Пациентам до госпитализации проводится онкологический консилиум с участием руководителя клиники – профессора П.В. Царькова, заведующих отделениями, онколога, анестезиолога-реаниматолога, врача лучевой диагностики, врача лучевой терапии и химиотерапевта. Каждый специалист высказывает свои рекомендации и опасения в отношении пациента.

Операции проводятся в зависимости от стадии заболевания согласно Национальным рекомендациям по лечению колоректального рака. Нами отработан и успешно применяется на протяжении более 10 лет механизм ранней активизации (Fast Track) пожилого пациента после операции. Данный протокол лечения позволяет проводить лечение в кратчайшие сроки, избегая длительной установки дренажей, назогастральных зондов, катетеров и т.д. Активизация пациентов и возврат к привычной жизни происходит в течение ближайших дней после вмешательства!

В Клинике было проведено специальное исследование, которое подтвердило, что данный подход к лечению колоректального рака у пожилых пациентов снижает послеоперационную смертность до ничтожных цифр, как и риск возврата заболеваний. Продолжительность жизни пожилых пациентов после операции в среднем достигает более 5-ти лет, что является уникальной цифрой для российской колоректальной практики.

В нашей Клинике пожилые пациенты никогда не остаются без внимания – как со стороны медицинского персонала, так и со стороны родственников! Близкие люди всегда имеют возможность оставаться в стенах Клиники и принимать непосредственное участие в помощи своим родным преодолеть непростой путь борьбы с заболеванием.

Что делать, если известен диагноз?

Что делать, если поставлен диагноз: рак? Не паниковать, прежде всего. Пройти повторное обследование в другой клинике, у другого специалиста. Врачи тоже люди, могут ошибиться, да и диагностическая аппаратура несовершенна. Если диагноз повторно подтвердился, немедленно приступать к лечению. Промедление здесь, в буквальном смысле, смерти подобно.