Протонная терапия при раке – в России

Как проходит процедура?

Данная технология только зарождается для массового лечения онкологических больных, а приборы довольно дороги. Постройка центра протонной терапии обойдётся в несколько тысяч миллионов долларов, лучевая аппаратура стоит также очень дорого, потому и цены на услуги во всём мире на лечения велики.

Стоимость протонной терапии в России, Германии, Чехии, Израиле от 30 000 евро. При больших раковых поражениях, рецидивах, осложнениях, сопутствующих заболеваниях, обильном метастазировании эта сумма может составить до 75 000 евро, потому в каждом конкретном случае цены могут разниться. Если процедура будет являться дополнением к другому виду терапии — такая практика распространена в клиниках Израиля — её цена составит от 10 000 евро.

Перед проведением процедуры больной должен пройти ряд исследований (МРТ, рентген и т.д.), чтобы найти оптимальную точку воздействия на новообразование.

Для лечения онкологии с помощью протонов применяется аппарат под названием протонный ускоритель (протонная пушка), где элементарные частицы ускоряются и разгоняются по спирали, после чего с помощью магнитного поля их направляют к месту локализации опухоли.

Больного фиксируют на индивидуально изготовленной поверхности, после чего протонный ускоритель начинает двигаться вокруг него, облучая опухоль под разными углами.

Сеанс длится не более 1 минуты, не вызывает у человека боль или дискомфорт, а курс лечения составляет от нескольких дней до месяца, в зависимости от состояния больного, стадии заболевания и наличия сопутствующих патологий.

Показания к протонной терапии

• рак легких,
  • рак простаты,
  • саркомы,
  • меланома глаза,
  • опухоли лица,
  • опухоли дыхательных органов,
  • опухоли ЦНС,
  • опухоли репродуктивных органов.

Для протонной лучевой терапии применяется специальный прибор, называющийся циклотрон или синхротрон, который ускоряет движение элементарных частиц и разгоняет их по спирали. Протоны на огромной скорости при помощи магнитного поля направляются к месту локализации опухоли. Чтобы изменять форму излучаемого пучка или обеспечить проникновение его в иные органы и ткани, используют дополнительные устройства и современные компьютерные программы.

За всеми манипуляциями следит оператор, находящийся за пультом управления прибором во время сеанса протонной терапии вместе с ведущим врачом и другим медицинским персоналом, куда входят:

• онколог-радиолог,
  • дозиметрист,
  • медицинский физик,
  • медицинская сестра.
ПОДРОБНОСТИ:   Лекарство от рака PD 1. Профессор Скворцова о препарате

Онколог назначает курс лечения лучевой терапией, а медицинский физик и дозиметрист определяют все параметры предстоящего воздействия. Процедуру проводит радиолог и оператор. Само облучение длится не более минуты даже при обширных раковых поражениях и метастазировании, но подготовка может занимать до получаса, ведь перед подачей протонов врачи индивидуально для каждого пациента настраивают оборудование.

Длительность протонной терапии не более минуты!

Чтобы частицы попали непосредственно в очаг воспаления, больного нужно верно расположить в аппарате и зафиксировать. Во время работы прибора и облучения клиент не испытывает неприятных и болезненных ощущений.

Курс протонного лечения длится от нескольких дней до месяца, в зависимости от стадии рака, наличия сопутствующих заболеваний и метастазов.

Побочные действия

Последствия протонной лучевой терапии бывают ранними и поздними. Первые могут сопровождаться потерей волос и покраснением кожи в зоне облучения, общей слабостью организма, тошнотой, головокружением.

Все эти признаки проходят через несколько недель. Поздние побочные действия возникают не раньше чем через полгода после процедуры и проявляются довольно редко. Для них характерны изменения в:

• ЦНС,
  • Почках,
  • ЖКТ,
  • Лёгких,
  • Слизистых оболочках,
  • Репродуктивной системе,
  • Суставах.

Они схожи с симптомами лучевой болезни и могут быть даже необратимыми, потому пациентам необходимо заранее позаботиться о предотвращении их развития, то есть принять меры профилактики и соблюдать все рекомендации лечащего врача.

Риск повторного злокачественного образования не велик, это является одним из основных преимуществ протонной терапии по сравнению с другими методами лечения рака, хотя данную процедуру нередко сочетают с хирургическим и медикаментозным вмешательством, как дополнение к ним.

После протонной терапии нужно постоянно наблюдаться у онколога, это значительно увеличит шанс обойтись без отягчающих последствий облучения и рецидива заболевания.

Где лучше сделать?

В России существует всего несколько спец. учреждений, где можно пройти курс протонной терапии:

1. Как происходит протонная терапия?Обнинск, Калужская область. Расположен в двух часах езды от столицы, проводит лечение опухолей головы и шеи (другие виды рака пока не лечатся из-за технических особенностей оборудования).
  2. Протвино, Московская область. В Протвино лечение онкологии протонами выполняется не в медицинском учреждении, а на базе физико-технического института. Протонный центр работает около года и проводит лечение новообразований головы и шеи.
  3. Дубна, Московская область. Объединенный институт ядерных исследований в городе Дубна возглавляет известный врач-радиолог Лучин Евгений Иванович. В Дубне терапия рака протонами проводится в крупном медико-техническом комплексе, рассчитанном на 100 человек в год.
  4. Москва. Институт теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) также проводит терапию онкологических заболеваний протонами. Именно здесь был построен первый в стране протонный ускоритель.
  5. Гатчина, Санкт-Петербург. Протонный медицинский центр в Гатчине функционирует с 2012 года, и занимается преимущественно лечение опухолей головного мозга.

Кроме того, в скором времени в Санкт-Петербурге начнет работу частный центр лучевой терапии, Москва же в ближайшие годы также сможет предложить больным лечение рака протонами.

Сколько стоит?

Так как стоимость оборудования для протонного облучения и строительства соответствующих центров достаточно велика, цена на лечение стартует от нескольких десятков евро.

ПОДРОБНОСТИ:   Рак простаты (предстательной железы): Обзор – НаПоправку

В России, Израиле и Германии стартует от 30 тыс. евро, при обширных опухолях, метастазировании и сопутствующих заболеваниях сумма может вырасти до 75 тыс.

Точнее о стоимости терапии для каждого конкретного случая может рассказать официальный сайт любого из медицинских учреждений, которые предлагают подобную методику.

Протонно-лучевая терапия в России

В отличие от других развитых стран, отечественная медицина редко обращается к протонной терапии для лечения онкологических заболеваний.

Это связано с дороговизной зарубежного оборудования, недоступностью неклассических видов терапии ввиду страховой системы и недостаточной заграничной практикой наших специалистов.

В Москве существуют центры протонной терапии лишь на базе частных клиник, что делает данную процедуру довольно дорогой. Отечественных учреждений, занимающихся данным видом лучевой терапии, всего несколько, но и таковые отделения носят скорее экспериментальный характер.

Центры протонной терапии в России находятся, к сожалению, только в стадии планирования, хотя некоторые всё же работают в нашей стране уже сейчас:

• Институт теоретической и экспериментальной физики в Москве;
  • Российский научный центр радиологии и хирургических технологий в городе Гатчина, Ленинградской области;
  • Объединённый институт ядерных исследований в городе Дубна.

Но получить в них лечение проблематично, так как пациентов, нуждающихся в процедуре гораздо больше, чем возможностей у этих заведений её оказать, потому придётся заранее становиться в очередь для проведения протонной терапии.

С другой стороны, тяжких последствий для здоровья больных, прошедших лечения в России, практически не выявлено, это говорит о тщательной подготовке к процедуре и ведению болезни нашими специалистами.

Отзывы больных

Татьяна, Москва:У моего десятилетнего сына обнаружилась медуллобластома в задней части черепа. После курса протонной терапии в Праге состояние его здоровья значительно улучшилось, а опухоль сократилась в размерах.

ПОДРОБНОСТИ:   Лечение рака при раке травами

Ольга, Ульяновск:Наша дочь проходила лечение опухоли глазницы в центре протонной терапии в Германии. Лечение дало первые результаты практически сразу, и сейчас мы можем надеяться на полное выздоровление.

Заключение

Протонная терапия действительно дорогая инновационная процедура. По статистическим данным она является хорошим средством для борьбы со злокачественными и доброкачественными опухолями, однако ей есть и другие не менее действенные альтернативы. Возможные тяжкие последствия для здоровья – это не явный минус технологии, потому что другие методы лечения рака дают больше шансов развития побочных действий.

Протонная терапия — самый действенный метод лечения от рака.

Зато плюсом является особая точность, которая позволяет максимально сохранить здоровые ткани пациентов, при этом эффективно истребить раковые клетки. Пока в мире не появилось иного средства, которое избавит от онкологии со стопроцентной гарантией при отсутствии осложнений, протонная терапия будет занимать почётное место в лечении злокачественных заболеваний.

Дополнительную информацию смотрите в разделе Онкология.