Диагностика после лечения рака

Почему возникает рак после операции?

Этиологическим фактором формирования повторного очага злокачественного новообразования являются одиночные раковые клетки, не иссеченные во время оперативного вмешательства. Это не всегда свидетельствует о некачественно проведенной операции, поскольку раковые заболевания зачастую начинают формироваться одновременно в нескольких местах одного органа.

Реабилитация больных в зависимости от стадии рака

Общепринято классифицировать рак по стадиям заболевания.  При первой-второй стадии опухоль не распространяется за пределы органа. В данном случае общая 5-летняя выживаемость для всех локализаций составляет 60-90%. Для таких больных реабилитация должна начинаться еще во время лечения. С самого начала врачи должны стремиться выполнять органосохраняющие операции и выбирать функционально щадящие методы воздействия на опухоль.

Если же это невозможно, как, например, бывает при 3 стадии рака (где уже поражаются лимфатические узлы), необходимо сразу рассматривать варианты протезирования и пластических операций. Ведь зачастую оперативные вмешательства при онкологических заболеваниях оставляют после себя значительный дефект.  И это ведет к очень серьезной дезадаптации больного, даже если он сумел справиться с самой болезнью.

У больных с 4 стадией рака, где прогноз, как правило, неблагоприятный, реабилитация должна быть направлена на замедление прогрессирования заболевания, адекватное купирование болевого синдрома.

Профессор медицинской физики и физиологии Калифорнийского университета, 25 лет изучавший продолжительность жизни больных раком, пришёл к выводу: якобы пациенты, получавшие химиотерапию, жили в среднем 3 года, а те, кто отказывался от лечения, — 12,5.

Врачи давно знали, что химиотерапия при раке помогает не всегда и не всем. Недавно стало понятно почему. Раньше считалось, что опухоль состоит из одного вида клеток. Последние исследования показали, что опухоль, как правило, неоднородна и состоит из нескольких пулов стволовых клеток. Химио­терапия в ряде случаев неэффективна, так как действует на одни клетки, а рецепторы другого пула на неё «не отвечают». Поэтому, например, в нашем центре изобретён микробиореактор, который позволяет до начала лечения установить, какие препараты будут эффективны.

Мы считаем, что шансы победить рак повышает применение онкорадиологии. В филиале нашего центра в Обнинске появился уникальный препарат — гамма-нож, который считается золотым стандартом в радиоонкологии. Он позволяет удалить опухоль без операции, пучком фотонов, не затрагивая здоровые ткани. Гамма-нож предназначен для лечения труднодоступных опухолей, в том числе головы и шеи. Теперь в НМИЦР есть вся линейка лучевой аппаратуры.

До этого в России было лишь пять систем гамма-нож (из них три — в частных медцентрах).

Симптомы рецидива рака

Большинство рецидивных поражений протекают бессимптомно, хотя в некоторых клинических случаях больные определяют на месте оперирования узловатые разрастания патологических тканей.

Вторичный рак после операции требует проведения профилактического осмотра, в ходе которого врач изучает поверхностную структуру опухоли. Для выяснения степени распространения патологии, онкологи прибегают к рентгенологическим, ультразвуковым и лабораторным исследованиям. Наиболее достоверным методом определения рака является биопсия, в процессе которой проводится хирургический забор патологических тканей и последующий гистологический и цитологический анализы изъятого биологического материала.

Чтобы как можно раньше обнаружить возвращение онкологии, следует внимательно относиться к сигналам организма. Важно знать к чему именно следует прислушиваться и не пропустить симптом. Это позволит избежать больших сложностей, вылечить болезнь на ранней стадии и вернуться к нормальной жизни. Чаще всего при рецидиве напоминают те, что были при первичном обнаружении рака – новообразования в необычных местах, слабость, беспричинная депрессия, резкое похудение. К специфическим симптомам можно отнести – новообразования узловатой формы и набухание лимфатических узлов. Вероятность наступления рецидива зависит от вида заболевания и от стадии, на которой рак был вылечен в первый раз, так как есть виды онкологии, которые более подвержены вторичному развитию.

Например, в случае с колоректальным раком вероятность рецидива достаточно высока, особенно если первоначальное лечение проводилось уже на запущенной стадии болезни:А данные по рецидивам одного из самых распространенных видов онкологии – раке молочной железы показывают, что в 10% случаев рак, вылеченный на ранней стадии, может вернуться вновь:Именно поэтому лучше делать акцент на профилактике вторичного рака и исполнять все рекомендации врача.

Эта терапия обычно включает продолжение приема некоторых лекарств после окончания лечения, соблюдение здорового образа жизни и правильного питания. Важно оградить себя от стресса и различных негативных факторов, которые могут запустить процесс «пробуждения» раковых клеток – не проводить время на активном солнце, отказаться от вредных привычек и регулярно проходить плановые обследования.

Можно ли с раком жить долго?

Писатель Александр Солженицын вылечился от рака 4-й стадии и прожил 89 лет. Детский писатель Анатолий Алексин прожил с этим диагнозом до 92 лет.

Продолжительность жизни онкобольных зависит от многих факторов — локализации и агрессивности опухоли, возраста и здоровья пациента, лечения, которое он получал. Но главное — на какой стадии было выявлено заболевание. При выявлении злокачественных новообразований на ранней стадии показатель 5-летней выживаемости — 85%.

При некоторых локализациях (например, при раке молочной железы) процент излеченных больных — 95%. К сожалению, 50% пациентов попадают в поле зрения врача на 3-4-й стадии заболевания. При этом недопустимо часто выявлялись запущенные новообразования визуальных локализаций — опухоли полости рта (61,3%), прямой кишки (46,9%), шейки матки (32,9%), щитовидной железы (29,6%).

Когда необходимо начинать лечение рака после операции?

В научном мире длительное время продолжаются споры относительно сроков повторного хирургического вмешательства, если человеку потребовалось повторное лечение рака после операции. Часть исследователей высказываются о незамедлительном начале терапии в случае возникновения рецидива. Другая часть специалистов склоняется к мысли, что повторное лечение рака после операции можно ненадолго отложить и провести в этот период паллиативное воздействие.

В недавнее время ученые-онкологи презентовали результаты масштабного исследования в области роста рецидивного рака на основании изучения лабораторных анализов на онкомаркеры. В итоге было установлено, что прогрессирование вторичного ракового процесса активно происходит на 4-6 месяц после оперативного вмешательства.

Недопустимо, когда пациент ожидает лечения два-три месяца. Однако теперь такая ситуация невозможна. В 2017 г. в России был принят порядок предоставления специального лечения не позднее, чем через 14 дней после морфологического подтверждения диагноза. Кстати, такого нет нигде в мире — в Швеции, например, пациенты ожидают лечения в среднем 30-35 дней в зависимости от локализации.